То, что люди не учатся на ошибках истории,
— самый главный урок истории.
(О. Хаксли)
В современных реалиях результатом образовательного процесса является не просто получение знаний, а личностное развитие обучающихся. Формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России является важнейшей задачей, которая содержится в требованиях к личностным результатам обучающихся.
Молодежь – это носитель процессов, которые развернутся в полную мощь в будущем. Это люди, которые станут во главе государства, придут на заводы, в школы, в больницы, в армию, будут воспитывать и направлять последующие поколения.
От исторической грамотности молодежи зависит, какой будет наша страна в будущем. Мы должны опираться на историческое прошлое, чтобы сделать шаг в будущее, черпать из него силы, мудрость, новые знания и опыт. Важность изучения истории неоднократно подчеркивал президент России на встречах со школьниками и студентами. История не только развивает мышление и гибкость ума, но и старается уберечь нас от ошибок прошлых поколений, которые мы совершаем сегодня.
Приобщение молодежи к знанию истории нашей страны должно осуществляться уже с дошкольного возраста на уровне семьи, дошкольных образовательных учреждений. О необходимости проведения исторического просвещения в школах с первого класса совсем недавно было заявлено на уровне государства.
В последнее время уровень исторической грамотности современной молодежи значительно снизился, о чем свидетельствует проведенный социологический опрос среди молодежи. Результаты опроса показали, что молодые люди считают историю важной для изучения, им известны важнейшие исторические личности нашей страны. Однако более половины опрошенных не назвали подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны, не владеют информацией о своих воевавших родственниках. Респонденты показали низкий уровень знаний дат важнейших исторических событий: дату и место коренного перелома назвали 30 % опрошенных; дату и место танкового сражения на Курской дуге - 22%; правильно назвали дату Куликовской битвы - 36%.
На основании полученных результатов были определены последствия исторической неграмотности для общества и государства, так, например:
• низкий уровень исторической грамотности молодежи часто приводят к агрессии, демонстративной оппозиционности, а в некоторых случаях и к вовлечению молодых людей в различные экстремистские организации;
• данная проблема может привести к потере исторической памяти, отсутствию сплоченности народа, его разъединению;
• в некоторых странах искажается историческая действительность, связанная с советским временем, уничтожаются памятники героям Великой отечественной войны.
Изучение истории формирует историческую память и историческое сознание, что объединяет наш народ, создаёт нравственные ориентиры. Знание истории способствует духовному и умственному развитию общества.
Выступая перед молодежью президент нашей страны В. В. Путин, говоря о значимости изучения истории, подчеркнул, что «это важно не только потому, что интересно посмотреть, что и как было раньше, это важно, чтобы понять, в каких условиях мы живем сегодня, и что нас ожидает дальше».